Противоречивый финал Чемпионата Канады

Противоречивый финал Чемпионата Канады

Обновление от 11 июля 2017 --

 Национальный апелляционный комитет (НАК) Шахматной федерации Канады (ШФК) отклонил апелляцию ММ Николая Норицына. По словам президента федерации Владимира Дркулеца, апелляция была отклонена тремя голосами против одного.

"В интересах шахмат Канады мы решили прекратить неопределенность", - сказал Дркулец в своем заявлении. Он объяснил, что решение было принято досрочно, чтобы вовремя уведомить ФИДЕ, кто будет представлять Канаду на Кубке мира (победитель автоматически получает единственную путевку, кажется, это будет все же МГ Батор Самбуев).

После вынесения решения Норицын сделал свое заявление, сказав, что некоторые члены ШФК обещали предоставить ему возможность дать свои показания НАК перед вынесением решения. Он сообщил, что его просили ждать, пока с ним свяжутся.

По словам Норицына, ни ШФК, ни НАК к нему так и не обратились. Норицын сказал, что в полученном им электронном письме от Дркулеца говорилось: "Мы потеряли бы путевку на Кубок мира, если бы не вынесли решения до понедельника. Мы уже утратили значительную долю своего политического капитала в ФИДЕ из-за задержки".

Дркулец приводит доводы в пользу вынесенного решения, сообщая, что ключевое значение имел тот факт, что Норицын не остановил часы и не потребовал у судьи предоставить ему ферзя. То, что ферзь находился  в руках у Самбуева, не нарушало никаких предусмотренных правил. Дркулец замечает по поводу возможного судебного разбирательства, что: "Адвокату Батора Самбуева было бы легче легкого опровергнуть любые обвинения".

"Приняв иное решение, НАК стал бы всемирным посмешищем, а компетентность арбитров НАК была бы поставлена под сомнение", - написал Дркулец на шахматном интернет-форуме. Он добавил, что поздно изучать  видео-повтор после того, как решение было принято за доской, ссылаясь на печально известный инцидент с касанием фигуры в партии Каспаров-Полгар.

В комментариях к решению Дркулец также дал понять, кто подал единственный голос против решения НАК: "Не думаю, что несогласный с решением член НАК стал бы возражать, если бы он обладал квалификацией международного арбитра, как трое других джентльменов".

На этом форуме 2016 года указано, что членами НАК являются пятеро: международные арбитры Пьер ДеноммеМарк Даттон, Арис Маргетис, Лайл Крейвер и Илья Блювштейн (единственный, не являющийся международным арбитром). Деномме не стал участвовать в рассмотрении жалобы, так как именно он вынес первоначальное решение. (Не упомянут арбитр ФИДЕ Саймон Онг; предположительно, на сайте ШФК представлена устаревшая информация).

"Как я видел, он [член комитета Илья Блювштейн, отец МГ Марка Блювштейна] принимал решение под действием эмоций, тогда как остальные рассуждали логически", - написал Дркулец.

Дркулец так ответил Chess.com на вопрос, может ли наблюдательный совет ШФК отменить решенние апелляционного комитета: "Да, наверное, наблюдательный совет может отменить решение комитета, потому что комитет подчиняется наблюдательному совету. Однако, отмена решения Национального апелляционного комитета кажется мне крайне сомнительной идеей. Если люди увидят, что их решения отменяют, будет трудно убедить их участвовать в работе НАК или любого другого органа. Нам и без того не хватает людей, потому что все работают на общественных началах". 

Какие дополнительные аргументы собирался привести Норицын? Он хотел предложить на рассмотрение НАК целый ряд доводов, включая мнение еще одного международного арбитра, заявившего после тщательного просмотра видео (в тексте статьи), что Самбуев, потянувшись за своим белым ферзем, мог помешать Норицыну остановить часы. Вы можете самостоятельно пересмотреть видео и решить, убедителен ли этот аргумент. Советуем открыть статью в браузере Chrome, нажать на шестеренку в правом нижнем углу видео и изменить скорость воспроизведения на 0,25 чтобы увидеть все в замедленном темпе.

___________

Чемпионат Канады по шахматам 2017 года закончился переворотом - в буквальном смысле этого слова. 

Турнир проходил в Монреале с 27 июня по 1 июля, двое игроков набрали по 8.0/9 и разыграли титул на тай-брейке. Именно этот способ определения сильнейшего предпочитают большинство шахматных болельщиков. На сей раз концовка получилась драматичной и противоречивой, потому что перевернутую верх ногами ладью отказались признавать ферзем. Ничего не напоминает тай-брейк North American blitz?

ММ Николай Норицын и МГ Батор Самбуев играют с классическим контролем времени в четвертом туре. Победит Норицын. Фотография Джона Аппера.

МГ Батор Самбуев и ММ Николай Норицын, оба ранее становившиеся чемпионами Канады (Самбуев уже дважды, а Норицын один раз), разыгрывали очередной титул на тай-брейке. Они сыграли вничью четыре партии в рапид (15+10), а потом и первую из двух дополнительных блиц-партий (5+3). Все шло нормально вплоть до самого конца второй блиц-партии.

null

Норицын (слева) и Самбуев (справа) за анализом по окончании классической партии. Посредине еще один экс-чемпион Канады, МГ Александр Лесьеж. Фотография Джона Аппера.

У Норицына, игравшего черными, было сразу несколько проходных, и его пешка первой добралась до поля превращения. Она не меньше своих товарок мечтала стать королевой, но сбыться желаниям не было суждено.  У Норицына оставалось всего шесть секунд, когда он сыграл ...d1, не найдя ферзя, выставил на доску со словами "ферзь" перевернутую ладью и перевел часы за четыре секунды до падения флажка.

Тут-то и вмешался наблюдавший за партией главный судья турнира, международный арбитр Пьер Деномме (Pierre Dénommée) - он замахал руками и остановил часы. Судья сказал, что ход легален, но выставленная фигура должна считаться ладьей.

Прежде чем начать разбираться в хитросплетениях правил, давайте посмотрим на видеозапись партии, точнее, ее ключевого момента:

Как мы видим и слышим, арбитр упоминает, что можно было выставить ферзя. Оба судьи показывают пальцем на черного ферзя, стоящего на столе.

"Il y en avait" - "Он был здесь", - как сказал один из арбитров.

Но был ли ферзь? Арбитры не могли посмотреть видео-повтор, но мы-то можем, сделав это, узнать, что произошло на самом деле. Черного ферзя не было на столе, когда Норицын делал ход ...d1. Ферзь появился из левой руки Самбуева уже после этого хода. Самбуев не брал ферзя в руки непосредственно перед ключевым моментом - он держал ферзя в кулаке более трех минут, взяв его задолго до того, как любая из пешек оказалась близка к полям превращения.

null

Самбуев (слева) играет с ММ Тань Ня Дуонгом в третьем туре. За партией наблюдает ММ Аман Хэмблтон. Фотография Джона Аппера.

За решающим поединком наблюдало несколько арбитров, кажется, опиравшихся на правило  4.4.4 Правил игры в шахматы ФИДЕ:

"Если игрок при своём ходе ... превращает пешку, выбор фигуры завершён, когда эта фигура коснулась поля превращения".

Согласно правилу  6.11.2, черные могли остановить часы, чтобы "обратиться за помощью к арбитру, например, для получения отсутствующей фигуры при превращении пешки". 

Игра продолжалась. Превращенную фигуру признали ладьей, и после превращения в ферзя белой пешки  Самбуев реализовал материальный перевес. Он не просто выиграл Чемпионат Канады в третий раз, но и получил единственную прямую путевку на предстоящий Кубок мира, поскольку этот турнир также являлся отборочным в зоне 2.2.

Для полноты картины приведем по-своему увлекательную финальную партию полностью. Да, Самбуев мог избежать всей нервотрепки, найди он комбинацию, известную по фильму "В поисках Бобби Фишера": 49. a7 h1=Ф (не помогает даже ...h1=К+) 50. a8=Ф+, забирая черного ферзя после отхода короля.

Норицын рассказал журналистам Chess.com, что он несколько недель назад играл в Чемпионате Торонто по блицу и специально подучил правила блица, с которыми раньше не был знаком, но там ничего не говорилось о перевернутых ладьях. 

"В ходе тай-брейка я не знал, что наказанием за выставление перевернутой ладьи является признание новорожденной фигуры ладьей", - сказал он. "Я использовал ладью только потому что не нашел на столе ферзя... Я не собирался выставлять ладью".

Он сказал, что взял ладью "инстинктивно".

null

Норицын, вице-чемпион Канады 2017 года. Фотография Джона Аппера, опубликовавшего свой собственный  отчет о финальном тай-брейке.

"После тай-брейка я ощущал некоторую несправедливость", - заявил Норицын Chess.com. "Но посмотрев видео, я почувствовал, что меня обманули и ограбили".

Кроме ферзя, спрятанного в руке, на столе не было добавочных ферзей на случай превращения сразу нескольких пешек.

"Комично, что в нашем национальном чемпионате не нашлось судей, которые бы сообразили поставить на стол запасных ферзей", - заметил на форуме ММ Аман Хэмблтон.

Норицын не согласен с решением судей и считает, что справедливее было бы добавить Самбуеву время, как в случае неправильного хода. 

Забавно, что, согласно правилу 7.5.2, именно это и произошло бы, если бы Норицын сыграл ...d1, оставил пешку на доске и перевел часы. В этом случае судья, скорее всего, добавил бы Самбуеву две минуты, а черные получили бы новый шанс выставить нужную фигуру.

Норицын написал на форуме, что он не обвиняет Самбуева в нечестных уловках. На видео Самбуев сохраняет молчание в ходе инцидента. Норицын сказал, что после партии он поздравил противника на русском языке и был так расстроен, что хотел просто "исчезнуть". По совпадению шахматисты возвращались в Торонто на одном автобусе, Самбуев пожелал Норицыну удачи.

Несмотря на лучшие дополнительные показатели и победу в классической турнирной партии, Норицын сказал, что "доказывать превосходство за доской - намного справедливее, чем считать дополнительные показатели".

Кстати, вот что произошло в классической партии, сыгранной в ходе турнира:

Деномме ответил, что согласно своим договорным обязательствам он не может давать пояснения относительно данного инцидента. Он сказал, что во время тай-брейка не делалось апелляций, предусмотренных правилами ФИДЕ.

Норицын сообщил Chess.com, что он направил апелляцию в Шахматную федерацию Канады, где для рассмотрения таких происшествий существует Национальный апелляционный комитет. Шахматист обращает внимание на то, что ферзь был спрятан, и опирается на универсальное правило 11.1., гласящее: "Игроки не должны предпринимать никаких действий, создающих плохую репутацию шахматной игре".

Он заявил, что "не знает", спрятал ли Самбуев ферзя нарочно. 

2017 Чемпионат Канады, Итоговое положение (Топ-10)

Rk. Name Rtg FED TB1 TB2 TB3
1 ММ Норицын, Николай 2473 8,0 26,5 44,50
2 МГ Самбуев, Батор* 2539 8,0 26,5 40,00
3 МФ Тавандиран, Шиям 2363 6,0 25,5 28,00
4 МФ Юй Цзун Ян 2393 6,0 23,5 29,25
5 Иткин, Дэвид 2147 5,5 25,5 24,00
6 ММ Хэмблтон, Аман 2471 5,0 25,0 23,75
7 Клайд, Джордан 2173 5,0 23,5 21,75
8 МФ Плоткин, Виктор 2265 5,0 22,0 21,00
9 МФ Сохал, Танрадж С. 2319 5,0 22,0 19,75
10 Хуан Цююй 2034 4,5 24,0 20,00

*победитель тай-брейка

-----------------------------

ДОПОЛНЕНИЕ - 5 июля 2017.

Самбуев ответил Chess.com, что он думал, что выставление перевернутой ладьи считается нелегальным ходом. "Судья принял решение, и я не стал мешать его работе", - пояснил Самбуев.

На вопрос, стал бы он сам останавливать игру и заявлять, что выставленная фигура должна считаться ладьей (в отсутствие судьи), Самбуев ответил, что партия была остановлена уже после того, как он сам выставил ферзя на a8, намекая, что  без судейского вмешательства он не заявил бы о выставлении ладьи.

Он также напомнил об указанном в репортаже Chess.com факте, что он взял в руку черного ферзя, как и несколько других фигур, за несколько минут до инцидента. 

"Я и не знал, что держу ферзя в руке", - сказал Самбуев. "У меня было несколько фигур, но я был сосредоточен на игре и ими не интересовался. Я только на видео узнал, что там был ферзь".

"Конечно, звание чемпиона имеет значение", - сказал Батор. "Четыре года назад я участвовал в Кубке мира в Норвегии, выиграв мой второй титул. Этот - уже третий".

Больше от пользователя FM MikeKlein
Кто отберется в Speed Chess Championship?

Кто отберется в Speed Chess Championship?

Нази Пайкидзе завоевывает титул чемпионки США в армагеддоне

Нази Пайкидзе завоевывает титул чемпионки США в армагеддоне