Совершил ли Ананд невозможный ход в партии с Крамником?

Совершил ли Ананд невозможный ход в партии с Крамником?

PeterDoggers
PeterDoggers
12 июл. 2017 г., 6:04 |
0 | Разное

Новые Правила игры в шахматы ФИДЕ вступают в силу с 1 июля. Одно из нововведений: использование обеих рук при превращении пешки теперь считается невозможным ходом, в рапиде и блице арбитр в этом случае должен объявить партию проигранной. Интересно, что такая ситуация возникла совсем недавно - в блиц-партии Вишванатана Ананда и Владимира Крамника, в Лёвене-2017.

Ананд выставляет коня в Крамником. | Фотография Марии Емельяновой.

Вы можете вспомнить, что три года назад Chess.com уже сообщал об изменениях правил, вступавших в силу с 1 июля 2014 года. Тогда в правила о превращении пешек и невозможных ходах было внесено несколько важных изменений.

Например, уже три года, как продвижение пешки до восьмой горизонтали с нажатием на часы до выставления фигуры считается невозможным ходом (и ведет за собой соответствующее наказание). При этом, пешка считается ферзем.

Также в 2014 году было добавлено правило, что первый невозможный ход наказывается добавлением двух минут противнику совершившего его игрока, а второй невозможный ход, сделанный тем же игроком, - проигрышем партии.

Наконец, в быстрых шахматах или блице с 2014 года при совершении невозможного хода арбитр должен остановить часы и объявить, что игрок проиграл партию (исключая случай, когда позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока любой серией возможных ходов).

Накамура-Савченко, World Blitz 2014—эндшпиль, где было все: два превращения пешек и один невозможный ход.

В новых правилах игры в шахматы, действующих с 1 июля, выполнение хода двумя руками считается невозможным ходом. К правилам было добавлено два новых параграфа:

7.7.1     Если для выполнения одного хода игрок использует две руки (например, в случае рокировки, взятия фигуры или превращения пешки), это надо рассматривать как невозможный ход.

7.7.2 За первое нарушение правила Статьи 7.7.1 арбитр должен добавить его сопернику две минуты дополнительного времени; за второе, сделанное тем же игроком нарушение правила Статьи 7.7.1 арбитр объявляет о проигрыше партии этим игроком. Однако партия заканчивается вничью, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока любой серией возможных ходов. 

7.8.1.   Если игрок нажимает часы не делая хода, это надо рассматривать как невозможный ход.

7.8.2   За первое нарушение правила Статьи 7.8.1 арбитр должен добавить его сопернику две минуты дополнительного времени; за второе, сделанное тем же игроком нарушение правила Статьи 7.8.1 арбитр объявляет о проигрыше партии этим игроком. Однако партия заканчивается вничью, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока любой серией возможных ходов.

Все это относится к классическим партиям. В рапиде и блице наказание снова строже:

A.4.2
Если арбитр видит завершение невозможного хода, он должен объявить, что игрок проиграл партию, при условии, что соперник не сделал свой следующий ход. Если арбитр не вмешивается, соперник имеет право заявить о своем выигрыше, если он не сделал свой следующий ход. Тем не менее, партия заканчивается вничью, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока любой серией возможных ходов. Если соперник не заявляет о выигрыше и арбитр не вмешивается, невозможный ход остаётся в силе, и партия должна быть продолжена. После того, как соперник сделал свой следующий ход, невозможный ход не может быть исправлен, если об этом не договорятся игроки без вмешательства арбитра.

Интересно, что пример совершения невозможного года на высшем уровне можно было наблюдать совсем недавно, на этапе Grand Chess Tour, турнире Your Next Move в бельгийском Лёвене. В наш репортаж от 1 июля была включена игравшаяся на очень большой скорости и оригинально завершившаяся партия между Анандом и Крамником.

Мы даже сделали твит с видеозаписью нескольких последних ходов.

"Кони свирепствуют в блице даже в игре на высшем уровне", - Chess.com, 1 июля 2017

Тогда никто не обратил внимания, что Ананд использовал обе руки для выставления фигуры. Это была блиц-партия, поэтому, вообще-то говоря, судья должен был остановить часы и объявить победителем Крамника. Это новое правило вступило в силу с того самого дня! (Организаторы уточнили на вопрос Chess.com, что они, действительно, следовали правилам в новой редакции, и игроки были уведомлены об изменениях).

Немногим арбитрам хватит смелости заявить пятикратному чемпиону мира, что он проиграл партию, совершив невозможный ход. В Лёвене за пятью досками следили двое арбитров - за этой партией они наблюдали вдвоем. Прежде, чем кто-либо вспомнил о правиле, игроки уже согласились на ничью. 

На той же самой неделе мы сообщали о другом инциденте. В репортаже МФ Майка Кляйна рассказывалось о споре, возникшем в ходе второй партии тай-брейка, когда один из игроков выставил перевернутую ладью, которую после вмешательства арбитра признали именно ладьей (а не ферзем, как заявил игрок). 

Это происшествие широко обсуждалось (в статье появилось обновление с информацией о решении Апелляционного Комитета), но снова никто не заметил одну вещь: и в этот раз игрок использовал обе руки при выставлении.

null

ММ Николай Норицын использует обе руки при выставлении ферзя в своей партии с МГ Батором Самбуевым.

По совпадению, и эта партия также была играна 1 июля. Вы спросите, не нужно ли использовать предыдущую редакцию правил до конца турнира, начавшегося до 1 июля. 

Международный арбитр и председатель комиссии арбитров ФИДЕ Такис Николопулос так прокомментировал этот прецедент журналистам Chess.com: "По моему мнению, на протяжении всего турнира должны действовать одни и те же правила. Мне кажется несправедливым, когда правила меняются за несколько туров до конца, и возникают противоречивые ситуации".

Эти два примера показывают, насколько распространено использование обеих рук при превращении, рокировке или взятии. На практике мало кто из шахматистов станет заявлять в этом случае о победе. Однако, у арбитров теперь есть право останавливать часы, поэтому к правилам лучше привыкнуть и отныне пользоваться только одной рукой - особенно в рапиде и блице.


Дополнение:

Один из наших читателей, находившийся в первом ряду зрительного зала в бельгийском Лёвене, рассказал, что на следующий день после партии Ананд-Крамник один из судей проинформировал ведущих гроссмейстеров о недопустимости использования обеих рук при превращении. Он упомянул о "игранной вчера партии" и на вопрос одного из игроков, какая именно партия имеется в виду, дипломатично ответил: "Я не могу об этом сказать". Несколько гроссмейстеров, включая Ананда и Крамника, громко рассмеялись. 

Больше от пользователя PeterDoggers
Клубный кубок Европы: чемпионами становятся Санкт-Петербург и Монте-Карло

Клубный кубок Европы: чемпионами становятся Санкт-Петербург и Монте-Карло

Клубный кубок Европы: Карлсен спасается, а его команда лидирует

Клубный кубок Европы: Карлсен спасается, а его команда лидирует