Звезды мировых шахмат

МГ Ian Nepomniachtchi

Фотография Марии Емельяновой/Chess.com.
Полное имя
Ян Александрович Непомнящий
Дата рождения
Jul 14, 1990 (возраст: 30)‎
Место рождения
Брянск, РСФСР, Советский Союз
Федерация
Россия
Профили

Рейтинг

Биография

Ян Непомнящий - двукратный чемпион России, победитель турнира претендентов в Екатеринбурге. На время последнего обновления статьи (июнь 2021 года) он готовится к матчу на первенство мира против Магнуса Карлсена.

У Непомнящего отличные результаты против чемпионов мира: положительный счет в классику против Владимира Крамника (+5 -4 =4), Вишванатана Ананда (+3 -2 =5) и Карлсена (+4 -1 =6), а также в быстрые и блиц против Анатолия Карпова (+2 -0 =0 в 2013 году) и Гарри Каспарова (+1 -0 =2 в 2017 году), уже завершивших выступления в классических турнирах.

На Chess.com Непомнящий играет под ником lachesisq.

Детство и юность

Непомнящий родился в Брянске, областном центре примерно в 400 км. к юго-западу от Москвы. Он начал играть в шахматы в раннем детстве, с четырех лет, и трижды становился чемпионом Европы своего возраста с  2000 по 2002 годы.

В 2002 году он выиграл и чемпионат мира среди детей до 12 лет, обойдя Карлсена, которого в то время превосходил по рейтингу. Победив на турнире претендентов, он стал вторым после Сергея Карякина шахматистом в истории, побеждавшим в обоих турнирах. 

Непомнящий продолжал прибавлять по 100 баллов рейтинга каждые два года. Смотрите сами: в апреле 2003 года его рейтинг превысил отметку 2400,  в апреле 2005 - 2500, в том же месяце 2007 года - 2600. В этом году он получил все три балла гроссмейстера, а международным мастером стал еще в 2004 году. Апрель - счастливый месяц для Непомнящего: в апреле 2008 года он вошел в число 100 сильнейших шахматистов планеты. В июле того же года ему исполнилось 18 лет.

Продолжение карьеры

В 2010 году Непомнящий впервые стал чемпионом России, победив Карякина на тай-брейке Суперфинала. Эта победа в национальном первенстве долго оставалась единственной. В 2013 году он уступил на тай-брейке Петру Свидлеру, а в 2018 году разделил в Сатке четвертое место.

В начале 2010 года Неомнящий победил на чемпионате Европы в личном зачете. В июле 2010 года ему исполнилось 20 лет и покорился рейтинг 2700 баллов Эло.

Ian Nepomniachtchi, 2010
Непомнящий на победном для него чемпионате Европы в 2010 году. Википедия: public domain.

В 2010 году Непомнящий впервые сыграл на Всемирной шахматной олимпиаде - за молодежную команду России, финишировавшую шестой. С 2014 года он выступал на важнейших командных турнирах за главную национальную сборную, каждый раз поднимаясь на более высокую доску. На Олимпиадах 2014, 2016 и 2018 годов он играл на пятой, четвертой и второй досках за сборную России, приходившую к финишу, соответственно, четвертой, третьей и снова третьей.

Среди других турнирных достижений Непомнящего можно отметить победы в Аэрофлот-опене в 2008 и 2015 годах и на Мемориале Таля в 2016 году, а также второе место на турнире London Chess Classic в 2017 году, где он победил Карлсена и разделил первое место с Фабиано Каруаной, уступив ему в блиц на тай-брейке. Главные успехи пришли к российскому гроссмейстеру в 2019 году.

Интервью Непомнящего с Марией Емельяновой на турнире в Лондоне.

Борьба за первенство мира

Победив на турнире в Иерусалиме, последнем этапе Гран-При ФИДЕ 2019 года, Непомнящий занял второе место в общем зачете серии, получив приглашение в Турнир претендентов 2020 года. В полуфинале он победил своего главного противника в борьбе за попадание в Турнир претендентов, Максима Вашье-Лаграва, а в финале выиграл марафонскую 96-ходовую партию у Вэй И.

У Непомнящего были возможности поучаствовать в борьбе на первенство мира и в прошлые годы, например, на Кубке мира в 2011 году  он уступил Гате Камскому в третьем раунде. В 2013 году он неожиданно проиграл в первом раунде Вэй И. В 2015 году в упорной борьбе Непомнящий уступил в третьем раунде Хикару Накамуре 5-4, а в 2017 году в том же раунде - Баадуру Джобаве. В 2019 году он, наконец, вышел в четвертый раунд, но там проиграл Юй Янъи.

Ian Nepomniachtchi, 2019
Непомнящий на турнире в Вейк-ан-Зее в 2019 году. Фотография Марии Емельяновой/Chess.com.

В итоговом зачете серии Гран-При в 2017 году Непомнящий занял девятое место, зато в 2019 году все сложилось удачно, и он стал победителем турниров в Москве и Иерусалиме, заняв второе место в общем зачете серии.

В 2020 году в первом круге Турнира претендентов в Екатеринбурге Непомнящий победил Аниша Гири, Ван Хао и Дин Лижэня и по итогам первого круга делил с результатом 4,5/7 первое место с Вашье-Лагравом. Второй круг был отложен ФИДЕ на неопределенное время, и его возобновление планируется только на апрель 2021 года.

За время долгого перерыва в турнирах за доской Непомнящий участвовал вместе со сборной России в Кубке Наций и Онлайн-олимпиаде, а также играл в многочисленных турнирах, организованных Карлсеном. 

Владимир Добров о борьбе Непомнящего и Карлсена в интернет-турнирах.

В единственном турнире за доской за время эпидемии, Суперфинале чемпионата России 2020, Непомнящий после увлекательной гонки с Карякиным  занял первое место, став чемпионом России во второй раз в карьере

Интервью Марии Емельяновой с победителем Суперфинала 2020.

В апреле 2021 года, на возобновившемся турнире претендентов в Екатеринбурге, Непомнящий победил Кирилла Алексеенко в 10-м туре и Ван Хао в 12-м, за тур до конца соревнования обеспечив себе итоговую победу и право сразиться с Карлсеном в матче на первенство мира в Дубае.

Стиль

В дебюте Непомнящий белыми обычно начинает партию ходом 1.e4, лишь иногда применяя английское начало 1.c4. Черными он применяет сицилианскую и иногда французскую защиту в ответ на 1.e4 и защиту Грюнфельда в ответ на 1.d4.

Непомнящий с удовольствием общался с подписчиками сайта Chess.com.

В середине игры Непомнящий действует в атакующем стиле. Хороший пример - партия, сыгранная на турнире Гран-При в Шардже в 2017 году. 

Непомнящий - сильный блицор и игрок в быстрые шахматы, превосходно умеющий вести атаку и ставить перед противником трудные задачи.

Сыграй как
Ян Непомнящий

Разбираем лучшие партии
претендента на первенство мира!

К уроку!

Лучшая партия


Самые популярные дебюты

Партии

Учебные материалы

Сыграй как Ян Непомнящий

GM Ian Nepomniachtchi

Photo: Maria Emelianova/Chess.com.
Full name
Ian Nepomniachtchi
Born
Jul 14, 1990 (age 29)‎
Place of birth
Bryansk, Russian SFSR, Soviet Union
Federation
Russia
Profiles

Rating

Bio

GM Ian Nepomniachtchi (“Nepo” for short) is a Russian super grandmaster and a candidate for the world championship in March 2020. As of February of that year he is a top-five player in the world by rating.

Nepomniachtchi has a brilliant record against world champions. At standard time controls, he has positive scores against GM Vladimir Kramnik (+5 -4 =4), GM Viswanathan Anand (+3 -2 =5) and GM Magnus Carlsen (+4 -1 =6). He also has positive records against GM Anatoly Karpov (+2 -0 =0 in 2013) and GM Garry Kasparov (+1 -0 =2 in 2017) in rapid/blitz, the only formats he has played them in.

A Chess.com member, Nepomniachtchi plays under the account lachesisq.

Early Life And Career

Nepomniachtchi was born in Bryansk, Russia, a city of about half a million population approximately 400 km southwest of Moscow. He played chess from a very young age, about four, and won three straight European championships in his age group from 2000-02.

In 2002 he also won the World Junior Championship for players under 12 years old, barely edging out Carlsen, whom he outrated at that point. If Nepomniachtchi wins the 2020 Candidates, he will be the second player, after GM Sergey Karjakin, to win both of those tournaments. 

Nepomniachtchi continued to improve, gaining about 100 rating points every two years. Quite literally every two years: He achieved 2400 for the first time in April 2003, 2500 in April 2005, and 2600 in the same month in 2007. He also achieved all three of his GM norms in 2007 to obtain that title after having made IM in 2004. April continued to be a good month for Nepomniachtchi in 2008 when he reached the world’s top-100 ratings. He then turned 18 years old in July.

Adult Career

In 2010, Nepomniachtchi won his first Russian Championship, defeating Karjakin in a playoff by drawing an armageddon game as Black. It remains to date his only victory in the event. He lost a playoff in 2013 to GM Peter Svidler and has only played once since 2014, when he finished tied in fourth place in 2018.

The Russian Championship wasn’t Nepomniachtchi’s only success of 2010. Earlier in the year, he won the European Individual Chess Championship as well. Thanks to his success throughout 2010, Nepomniachtchi joined the 2700 club in July, the same month he turned 20 years old.

Ian Nepomniachtchi, 2010
Nepomniachtchi at the 2010 European Individual Chess Championship, which he won. Wikipedia, public domain.

Nepomniachtchi represented Russia in the Chess Olympiad in 2010 and every occasion of the biennial event since 2014, advancing to a higher board in each event. Russia played two teams in 2010, and Nepomniachtchi led their “B” team to a sixth-place finish (the “A” team finished second). In 2014, 2016, and 2018 he played the fifth, fourth, and second boards on Russian squads that finished fourth, third, and third, respectively. The 2020 Chess Olympiad will be held in Moscow in August, but Nepomniachtchi may be preoccupied depending on how the Candidates goes for him.

Other tournament successes for Nepomniachtchi have included the Aeroflot Open twice, in 2008 and 2015, and the Tal Memorial in 2016. But his biggest of all, so far, came in 2019.

World Championship Chances

In Jerusalem at the final event of the 2019 FIDE Grand Prix, Nepomniachtchi secured second place in the overall event, earning him a place in the 2020 Candidates Tournament. He squeaked by France’s GM Maxime Vachier-Lagrave for the spot. Nepomniachtchi defeated GM Wei Yi in the finals in a 96-move marathon to advance to the Candidates.

Nepomniachtchi had opportunities to reach the Candidates before the 2020 cycle. The 25th seed in the 2011 Chess World Cup, he lost to GM Gata Kamsky in the third round. In 2013, he was seeded 24th but lost in a first-round upset to Wei. Down to 34th in 2015, he reached the third round again where he was narrowly defeated by second-seed GM Hikaru Nakamura, 5-4. He lost in the third round again in 2017 (as the 15 seed to number-47 GM Baadur Jobava). All the way up to fifth in 2019, he finally made it to the fourth round but lost to number-12 GM Yu Yangyi.

Ian Nepomniachtchi, 2019
Nepomniachtchi at the 2019 Tata Steel tournament. Photo: Maria Emelianova/Chess.com.

And it was through the Grand Prix that Nepomniachtchi qualified. With the Grand Prix having fewer players, Nepomniachtchi first qualified for it in 2017 as a nominee of the organizers but finished ninth in the overall standings. Everything finally came together in the 2019 Grand Prix, where he won the events in Moscow and Jerusalem that was enough to finish second overall despite a first-round exit at Hamburg.

On March 26, 2020, the Candidates tournament was postponed due to Russia's travel restrictions and the COVID-19 pandemic. Nepomniachtchi had been leading the 2020 Candidates for the entire tournament, before losing to Vachier-Lagrave in round seven (the final round played before the postponement). At the halfway point, he is still tied for first place with 4.5/7.

Style

In the opening, Nepomniachtchi almost always begins with 1.e4 as White with some English (1.c4). As Black, he plays the Sicilian with an occasional French against 1.e4 and the Grunfeld against 1.d4.

His middlegame is marked by an attacking style, which is perhaps best demonstrated by this game from the 2017 Grand Prix at Sharjah. 

Nepomniachtchi is also a strong player in rapid and blitz games, where the ability to attack and force difficult decisions for the defender is paramount.

Best Game


Most Played Openings

Games