МГ Mikhail Botvinnik

© Dutch National Archive.
Полное имя
Михаил Моисеевич Ботвинник
Жизнь
Aug 17, 1911 - May 5, 1995 (возраст: 83)‎
Место рождения
Куоккала, Великое княжество Финляндское, Российская Империя (сейчас Репино, Россия)
Федерация
Россия

Биография

Михаил Ботвинник - советский и российский гроссмейстер, шестой чемпион мира (1948-1963).  Он более 15 лет (с двумя перерывами) являлся чемпионом мира и более 30 лет - одним из сильнейших шахматистов мира. Ботвинник считается одним из сильнейших шахматистов всех времен. Он известен как "Патриарх Советской шахматной школы". Среди его учеников - чемпионы мира Анатолий Карпов, Гарри Каспаров и Владимир Крамник (и многие другие гроссмейстеры).


Игровой стиль

Игровой стиль Ботвинника определялся железной логикой. Он был очень силен во всех аспектах шахматного мастерства, обращая особенное внимание на долговременные стратегические планы. Сам Ботвинник говорил, что он обладает "универсальным стилем" и умеет подстраивать его под соперника. Он не боялся позиций любых типов и часто сам стремился к жертвам и осложнениям. Приводим классический пример атаки в исполнении очень юного Ботвинника:  

От любителя до чемпиона СССР

Ботвинник научился играть в шахматы в 12 лет а через два года победил чемпиона мира Хосе-Рауля Капабланку в сеансе одновременной игры.  Он продолжил быстро совершенствоваться, заняв в 1927 году 5-е место в чемпионате СССР и получив звание мастера (в возрасте 16 лет). В 1930 году он победил в сильном чемпионате Ленинграда. В 1931 году в возрасте 20 лет он впервые стал чемпионом Советского Союза. Приводим одну из победных партий, сыгранных на этом турнире, великолепный сплав позиционных идей, комбинационных ударов и кристально безупречной техники эндшпиля:

Претендент

Уже в ранге чемпиона СССР Ботвинник с 1931 по 1935 годы прошел путь до одного из сильнейших шахматистов мира.  В 1935 году он разделил с Сало Флором первое место во Втором московском международном турнире, на пол-очка опередив  Эмануила Ласкера и на очко - Капабланку. В 1936 году он разделил с Капабланкой первое место на турнире в Ноттингеме, на пол-очка впереди действующего чемпиона мира Макса Эйве и на очко - Александра Алехина, Сэмуэля Решевского и Ройбена Файна.

Capablanca vs Botvinnik
Капабланка (слева) против Ботвинника (справа) в 1936 году. Источник: Wikipedia

В 1938 году он вызвал чемпиона мира Алехина на матч за титул чемпиона мира, и вызов был принят. К сожалению, начало Второй мировой войны и другие политические события не позволили осуществить этот проект. С 1939 по 1945 годы Ботвинник не принимал участия в международных шахматных турнирах, играя только в соревнованиях, проводившихся в Советском Союзе. В 1940 году он занял первое место в матч-турнире на звание Абсолютного чемпиона СССР, опередив Василия Смыслова, Пауля Кереса и других шахматистов. В 1943 году он выиграл сильный турнир в Свердловске, опередив Смыслова, Вячеслава Рагозина и других участников. В 1944 и 1945 годах он становился чемпионом СССР.  

В 1946 году, по окончании Второй мировой войны, Ботвинник занял первое место на международном турнире в Гронингене (опередив Эйве и Смыслова). Ботвинник считался главным претендентом на матч с Алехиным. Он обратился к Алехину и Федерации шахмат Великобритании для помощи в организации матча, но приготовления были сорваны внезапной смертью Алехина в 1946 году. В первый (и пока единственный раз) шахматный трон остался вакантным, поскольку чемпион мира умер непобежденным.  

Чемпион мира

Шахматная общественность и национальные федерации согласились, что чемпионом мира станет победитель матч-турнира сильнейших гроссмейстеров, организованного в 1948 году. Этот турнир стал историческим не только потому, что определил нового чемпиона мира, но и потому что впервые организацией и чемпионата мира занималась Международная федерация шахмат (ФИДЕ, выполняющая эту роль до сих пор). Ботвинник считался главным претендентом на победу в турнире и не подвел своих болельщиков. Он занял чистое первое место, на три очка опередив ближайшего преследователя и завоевал титул чемпиона мира. Также в турнире принимали участие Смыслов, Керес, Решевский и Эйве.

Szabo vs Botvinnik in 1961.
Сабо против Ботвинника в 1961 году. Источник: G.F. Hund, CC

ФИДЕ приняла новые правила проведения матчей на Первенство мира, которые отныне должны были проходить раз в три года. При поражении чемпиона, он сохранял право на матч-реванш в  следующем году. При ничьей в матче чемпион сохранял свой титул.

В 1951 году Ботвинник защитил свой титул в матче против Давида Бронштейна, завершившемся с ничейным счетом 12-12. В 1954 году Ботвинник свел вничью 12-12  еще один матч - против Смыслова. Смыслов снова победил в турнире претендентов и все-таки выиграл матч у Ботвинника в 1957 году, но тот воспользовался правом на матч-реванш и убедительно вернул себе титул чемпиона мира в 1958 году.

 В 1960 году Ботвинник вновь уступил претенденту, на этот раз - юному Михаилу Талю. Он вновь воспользовался правом на матч-реванш в 1961 году. Во втором матче Ботвинник победил Таля со счетом 13-8 и снова вернул себе титул. Приводим партию матч-реванша, где Ботвинник играл в стиле самого Таля!

Завершение карьеры

В 1963 году Ботвинник уступил в матче на первенство мира Тиграну Петросяну. В этом цикле правила розыгрыша Первенства мира изменились, и Ботвинник утратил право на матч-реванш в следующем году. Ему предлагалось принять участие в матчах претендентов, но Ботвинник отказался и вышел из борьбы на Первенство мира. Он продолжал участвовать в соревнованиях, пока в 1970 году не объявил о завершении турнирной карьеры. В последние годы Ботвинник сыграл много партий на высочайшем уровне. Приводим партию против МГ Лайоша Портиша, где в фантастической атаке участвовали все фигуры белых!

В 1963 году прошла первая сессия Школы Михаила Ботвинника (при участии других советских тренеров). В разные годы в тренировочных сборах участвовали трое чемпионов мира (Каспаров, Карпов и Крамник) и другие известные гроссмейстеры (например, Алексей Широв, Григорий Серпер, Владимир Акопян и Ян Эльвест). Тренировочные методы Ботвинника подчеркивали значимость физической подготовки, умения анализировать партии, наличия хорошо изученного дебютного репертуара. Опыт, полученный Ботвинником на пути к высшим шахматным достижениям, десятилетиями использовался в подготовке шахматистов Советского Союза, благодаря этому доминировавших в борьбе на Первенство мира во второй половине ХХ века.

Наследие

Творческое наследие Ботвинника остается непревзойденным в истории шахмат. Один только вклад в теорию дебютов поистине легендарен. В честь Ботвинника названы системы в английском начале, славянской защите, защите Каро-Канн и ферзевом гамбите. Он углубил понимание многих других дебютов: варианта Винавера во французской защите, каменной стены в голландской защите, классического варианта защиты Каро-Канн. Интересно, что почти ни одна из дебютных новинок Ботвинника не была связана с комбинационными замыслами - вместо этого Ботвинник стремился создавать позиции с долговременными позиционными планами. Логика Ботвинника в очевидна: тактические неожиданности приносят успех лишь однажды!  

По общему признанию, Ботвинник - самый успешный тренер в истории шахмат. Также он - один из сильнейших шахматистов всех времен и пионер компьютерных шахмат. По этим и другим причинам Ботвинник считается одним из величайших чемпионов мира в истории шахмат.  

Mikhail Botvinnik World Chess Champion
Чемпион мира Михаил Ботвинник. Источник: Dutch National Archives, Wikipedia

Лучшая партия


Самые популярные дебюты

Партии

GM Mikhail Botvinnik

Full name
Mikhail Botvinnik
Life
Aug 17, 1911 - May 5, 1995 (age 83)‎
Place of birth
Kuokkala, Grand Duchy of Finland, Russian Empire (now Repino, Russia)
Federation
Russia

Bio

Mikhail Botvinnik was a Soviet and Russian Grandmaster, and the sixth World Chess Champion (1948-1963).  He held the world champion title for close to 15 years (with two brief breaks in 1957 and 1960), and played chess at its highest level for over 30 years.  Botvinnik is widely accepted as one of the strongest players of all time, and is known as the father of the Soviet Chess School.  His students include World Champions Anatoly Karpov, Garry Kasparov and Vladimir Kramnik (as well as many other Grandmasters).


Playing Style

Botvinnik’s playing style was dictated by iron logic.  He was very strong and well-rounded in all aspects of the game, with a focus on methodical and long-term strategic play. Botvinnik viewed himself as having a "universal style", which he could change according to who he was facing.  He was not afraid of any type of position, and would often seek complications and unclear positions. Here is a classic attacking example from a very young Botvinnik:  

From Amateur to Soviet Champion

Botvinnik learned chess at the age of 12, and two years later he defeated World Champion Jose Raul Capablanca in a simultaneous exhibition game.  His chess continued to improve quickly during his teenage years. In 1927, he placed 5th in the Soviet Union Championships and earned his National Master title (at the age of 16).  In 1930, he won the Leningrad Championship, his first major title. His game was extremely mature by the age of 20, and he won his first Soviet Championship in 1931.  Here is an example of his play from this tournament - he mixes positional ideas, tactical strikes, and crystal clear endgame technique perfectly:

Contender/War Years

After becoming Soviet champion, Botvinnik's rise to prominence began.  He improved his overall game between 1931 and 1935, becoming one of the best players in the world.  In 1935, he shared first place in the second Moscow international tournament with Salo Flohr, 1/2 a point ahead of Lasker and a full point ahead of Capablanca.  In 1936, he shared first place in Nottingham with Capablanca, 1/2 a point ahead of current World Champion Max Euwe and one point ahead of Alexander Alekhine, Samuel Reshevsky, and Reuben Fine.

Capablanca vs Botvinnik
Capablanca (left) vs Botvinnik (right) in 1936. Photo: Wikipedia

In 1938, he challenged World Champion Alekhine to a match for the title, which was accepted.  Unfortunately, the rumblings of World War II and some other political factors put an end to this match.  From 1939-1945, Botvinnik was unable to take part in International chess tournaments.  He still played in the Soviet Union during this time, but much less often.  In 1940, he won the tournament that crowned the Absolute Champion of the USSR, ahead of Smyslov, Keres and others.  In 1943 he won another strong tournament in the USSR, ahead of Smyslov, Ragozin and others.  Botvinnik would also win the 1944 and 1945 Soviet Champiionships.  

After World War II had ended, Botvinnik won the international tournament in Groningen in 1946 (ahead of Euwe and Smyslov).  By this time, Botvinnik was viewed by most as the rightful challenger to Alekhine.  Botvinnik reached out to Alekhine and the British Chess Federation in an attempt to host a world championship match - but these talks were all cut short by Alekhine's death in 1946.  This was the first time (and only time in the current history of chess) that the world champion had passed away while holding the title.  

World Champion

The chess world and many chess federations agreed that the new world champion would be the winner of an invitational tournament to be held in 1948.  This event is historic because it crowned a new world champion, but also because it was the first time that FIDE would oversee the World Championship tournament and declare the rules for the events (something that FIDE still does to this day). Botvinnik was the favorite to win the 1948 World Championship tournament, and he did not disappoint.  He finished in clear first, 3 points ahead of the field (which included Smyslov, Keres, Reshevsky, and Euwe).  Subsequently, Botvinnik was crowned world champion.

Szabo vs Botvinnik in 1961.
Szabo vs Botvinnik in 1961. Photo: G.F. Hund, CC

Upon becoming world champion in 1948, the new rules for the world championship had been declared by FIDE:  There would be a title match every three years, and in the event that the world champion would lose the title, he would be granted a re-match in the following year.  Also, in the event of a drawn match, the champion would retain the title.  These rules suited Botvinnik very well.

Botvinnik defended his world championship title for the first time in 1951, by drawing the match 12-12 with challenger David Bronstein.  The 1951 Botvinnik-Bronstein match is ranked at #8 in the top ten matches of all time.  In 1954, Botvinnik defended his title again by drawing the match 12-12 with Challenger Vassily Smyslov.  It wasn't until the 1957 World Championship match against Smyslov that Botvinnik was actually defeated.  Botvinnik claimed his right to a rematch, which he won convincingly in 1958 to win back the world championship title.

 In 1960, Botvinnik faced a young Mikhail Tal for the world championship, and was beaten convincingly.  The 1960 Tal-Botvinnik match is ranked #6 in the top ten matches of all time.  After losing to Tal, Botvinnik opted for a rematch in 1961.  In their second match Botvinnik defeated Tal by a score of 13-8, and regained his title.  Here is an example game from the rematch vs Tal, where Botvinnik seems to be playing like Tal!

Life After the Title

 In 1963, Botvinnik lost to Tigran Petrosian in the world championship match.  At this point, the rules for a rematch had changed and Botvinnik was no longer allowed to simply get a rematch in the following year - he would have had to compete in the candidates cycle.  The loss to Petrosian marked Botvinnik's reign as world champion.  Botvinnik continued playing in tournaments until his retirement from competitive chess in 1970.  He had good results and many memorable games in his late career.  Here is a fantastic attacking example from this time period vs GM Portisch, where black's king cannot escape and every white piece is taking part in the attack!

In 1963, Botvinnik founded his chess school, along with other Soviet trainers.  This school would produce 3 world champions (Kasparov, Karpov and Kramnik), and other notable grandmasters (Shirov, Serper, Akopian and Ehlvest).  In this school he imparted the importance  of moderate physical exercise, the ability to analyze games, and knowing your opening repertoire extremely well. Botvinnik's blueprint for chess success was used for decades by the Soviet system, and is a large reason why the Soviets dominated the chess world championship from 1948-2000.

Legacy

Botvinnik's legacy towers over the chess world.  His contributions to opening theory alone would make him a chess legend.  He has variations of the English, Slav, Caro-Kann, and the Queen's gambit named after him, and he shaped many other opening variations as well (e.g. the French Winawer variation, the Dutch stonewall, Caro-Kann classical variation).  The most interesting pattern to be seen in most of Botvinnik's opening innovations is the idea that none of them focus on tactics - instead Botvinnik would attempt to create situations with a long-lasting positional edge.  His reasoning for this was simple: tactical surprises are only good once!  

Apart from being considered by many to be the most influential chess coach / trainer in history, he is also considered one of the top players of all time and a pioneer for computer chess.  It is for these reasons, and more, that Botvinnik is known around the world as one of the greatest world champions in history.  

Mikhail Botvinnik World Chess Champion
World Champion Mikhail Botvinnik. Photo: Dutch National Archives, Wikipedia

Best Game


Most Played Openings

Games